Тщеславие

Стремление к суетной, мирской, человеческой славе, вниманию людей. Может перейти в гордость. Почвой для развития тщеславия нередко является добродетель, не сопровождаемая смирением, особенно у людей, не подверженных телесным (чревоугодию, блуду) и душевным (сребролюбию, гневу, печали, унынию) страстям. Грех фарисеев состоял в том, что они, будучи добродетельными по меркам Закона, были тщеславны и не боролись с корнем греха - самолюбием. Тщеславие приводит к тому, что добрые дела делаются ради славы, а не ради Бога, и такая "добродетель" отчуждает человека от Бога; вынуждает делать поступки, исходя из мнения о них других, и делает марионеткой чужого мнения. "Тщеславие есть отступление от цели по Богу и перехождение к другой цели, противоположной Божественной" (преп. Максим Исповедник) . "Мнение о нас других людей - вот то зеркало, перед которым позируют почти все без исключения" (не помню источник) . Подверженный тщеславию может довольствоваться тем, что его боятся, ненавидят или смеются над ним - главное обращенное на него внимание. Тщеславие проявляется в работе "на публику", при этом человек может думать, что он заботится о "сохранении лица"; в ограничении общения теми, кто оценивает его достоинства. Тщеславный старается общаться с людьми с пороками, противоположных его добродетелям: так, если он смелый, старается окружать себя трусами, - чтобы они больше ценили его достоинства; использует других, как собственный пъедестал, но и сам зависит от окружения. Признаки тщеславия: нетерпимость к упрекам, повышенное мнимание к похвалам, оценка своих действий с точки зрения мнения других, постоянный взгляд на себя со стороны. "Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных - серьезными, рассеянных - сосредоточенными, обжорливых - воздержанными" (преп. Иоанн Лествичник) . Признак отсутствия тщеславия - внимание к окружающим, исходящее не из человекоугодия, а из человеколюбия.

Можно выделить 4 категории тщеславия, в зависимости от людей, мнение которых важно:

1. Важно мнение бесконечной анонимной публики. Часто связано со страхом смерти, страхом небытия. Поиск славы - попытка остаться в этом мире после смерти в памяти людей.

2. Важно мнение многих знакомых. Проявляется в потребности сохранять имидж, даже надоевший и опротивевший самому.

3. Важно мнение какого-то одного человека. Вся жизнь рассматривается глазами одного, обычно любимого человека. Проявляется в резком различии поведения в узком кругу и с малознакомыми людьми.

4. Жизнь под воображаемым взглядом (редко) . Поступки мотивируются мнением не реальных людей, а созданных воображением.

Проявления тщеславия:

1. Обидчивость (на чужую невнимательность, резкость, шутку, забывчивость, неблагодарность, недостаток внимания)

2. Застенчивость, как боязнь выглядеть смешно в глазах окружающих, боязнь проявления каких-либо своих качеств, возможно, даже положительных.

3. Лживость. Ложь с целью выглядеть лучше в глазах других или частое оправдывание своих негативных действий.

4. Лицемерие. Попытка выглядеть иным, чем на самом деле. Поведение, существенно разнящееся в зависимости от обстановки и окружения. "Лицемерство, стараясь удовлетворить своим страстям, желает сохранить перед очами людей личину добродетели" (свт. Игнатий Брянчанинов) . Получение незаслуженной похвалы каким бы то ни было средством.

5. Клеветничество. Желание опорочить ближнего, чтобы выставить себя в лучшем свете. Приписывание другим нелицеприятных поступков, слов, мыслей.

Тщеславие может быть двух видов: мирское и духовное. Первое более свойственно мирским людям, второе характерно для ведущих неправильную духовную жизнь. Пример мирского тщеславия: одеждой, богатством, внешностью, голосом.. . Духовное тщеславие может быть грубое - тщеславие постом, молитвой, бдением, послушанием, иными внешними добродетелями, выставляемыми напоказ, или более тонкое - тщеславие общей высотой духовной жизни.